Как они поют!

Пение канареек

Трудно сказать, когда начали облагораживать напевы канареек. Известно, что в XVIII в. уже практиковались различные приемы обучения их пению. Большинство любителей использовало в качестве учителей птиц местной фауны: соловья, жаворонка, славку-черноголовку, зяблика, коноплянку. Периодическое затемнение клеток, в которых сидели молодые кенары, было признано одним из необходимых приемов облагораживания" песни. Как известно, яркий свет, особенно солнечный, действует на птиц возбуждающе и тем самым стимулирует пение. В полутемном помещении канарейки менее активны и поют не в полный голос, что и было использовано немецкими канароводами. Они старались сделать пение птиц более тихим и спокойным. Затемнение, умело применяемое в период формирования песни самца, способствовало выработке негромкого и плавно льющегося напева.
В результате упорной работы немецкие канароводы изменили качество пения птиц, им удалось вывести канарейку с "басовыми" нотами в песне, так называемый настоящий бас. Поскольку такого глухого тембра в голосе диких птиц нет, для обучения молодняка использовали различного рода органчики, свистки и др. Обученные таким образом канарейки поступали из Австрии и Германии на мировой рынок сначала под названием "тирольских", а затем "гарцских". У нас они получили название "дудочных". Терминология колен песни канарейки дудочного напева очень разнообразна. В наше время основными считаются следующие: глухой раскат (Hohlrol1е), кнорре (Киоте) и журчащий раскат (Wasserrolle). К второстепенным турам относятся глухой колокольчик (Hohlklingel), звон (Klingel), звонкий раскат (Klingelrolle), шоккель ( Schockel) - глухое низкое колено, напоминающее смех; свист (Pfeifen) украшает песню роллера и напоминает звуки флейты в низком регистре. Эти звуки могут быть вибрирующими с повышением или понижением тона. В некоторых случаях свист может напоминать позывные снегиря. Свист высоких тонов в песне недопустим. Окраска у роллера обычная: зеленая, желтая или пегая (желтая с зеленым). 

Е. Землянский (г. Москва) для сохранения песни канарейки дудочного напева рекомендует следующее:

є содержать гарцских кенаров группой по 4-5 птиц и более; є для борьбы с "ломкостью" песни и обучения молодых самцов иметь не менее двух лучших по песне кенаров-учителей и не допускать их к гнездованию; є регулировать линьку самцов (вплоть до применения искусственной) с тем, чтобы поющие кенары линяли в разное время и у любителя всегда был хотя бы один поющий самец; є не содержать вместе с гарцскими канареек других пород или прочих птиц; є подбирать племенных канареек только по имеющемуся у канаровода напеву (не скрещивать, например, "кнорре" с "шоккелем"); є не скрещивать гарцеких канареек с простыми или овсяночными, так как в потомстве часто получаются "самцы-молчуны"; любителям дудочного напева рекомендуется иметь магнитофонные записи отдельных образцовых колен (или музыкальные аппараты и органчики) и проигрывать нужные мелодии в период линьки и после нее 15-20 раз за сеанс

два раза в день, держа кенаров в затемненных клетках (до восстановления песни).
В середине XVII в. тирольские торговцы начали завозить большие партии канареек в Москву. Появились эти птицы и в других городах России. Русские любители содержали канареек вместе с дикими певчими птицами и заметили, что молодые кенары перенимают некоторые колена из их песен. Для обогащения песни канароводы стали использовать в качестве вспомогательных учителей диких птиц: овсянок, синиц и др. Так, в XIX в. появилась русская школа обучения канареек пению и была выведена новая их разновидность, а напев назвали овсяночным. Каждому колену песни русской канарейки любители дали свое название. Особенно славились канарейки рябовского напева. С. И. Рябов разводил канареек павловской разновидности, у которых песня отличалась исключительной чистотой, нежностью и мягкостью исполнения основных колен овсяночного напева. Хорошая, правильная и плановая песня кенара овсяночного напева должна состоять из следующих основных колен: россыпи, овсянки, отбоя, колокольчика, синицы, кулика. Вариации этих основных колен при хорошем исполнении складываются в очень приятную песню, которая должна пропеваться мягко, спокойно, с плавными переходами от одного колена к другому. Переходными могут быть различные высокие и короткие трели, короткие, но не сильные свистки и прочие приятные созвучия. Расстановка колен может быть и неплановой. Если песня пропевается с повторениями при хорошем исполнении колен, то это не считается дефектом. Совершенно недопустимы в пении кенаров овсяночного напева звуки, нарушающие гармонию песни, такие, как тявканье, цвиканье, чириканье, хрипы, рычки, всевозможные выкрики и другие неприятные звуки. Обучение молодых кенаров красивой, звонкой песне - сложная работа, требующая специальных знаний и музыкального слуха. Ее результат зависит не только от особенностей песни и наличия хорошего учителя, но и от содержания и обучения молодых самцов.