Скотий бог - Велес

Велес

     Велес, Волос, в славянской мифологии бог. В древнерусских источниках (начиная с договора русских с греками 907 в «Повести временных лет» выступает как «скотий бог» - покровитель домашних животных - и бог богатства. В договорах с греками Велес соотнесён с золотом, тогда как другой постоянно упоминаемый наряду с ним бог - Перун - с оружием. В Киеве идол Перуна стоя; на горе, а идол Велеса, по-видимому, на Подоле (в нижней части города).      В христианскую эпоху Велес был ассимилирован и заменён христианским покровителем скота святым Власием (сыграло роль и звуковое соответствие имён), а также Николой, и Юрием (Георгием). Следы культа В. (чаще всего под видом почитания св. Власия) сохранились по всему русскому Северу, где были известны и каменные идолы Велеса, и легенда о святилище Велеса.      В Новгородских и других северорусских иконах, в молитвах св. Власию явственна связь его культа со скотом Характерно также переплетение культа Велеса – Власия с почитанием медведя как хозяина животных. Называние Бояна «Велесовым внуком» в «Слове о полку Игореве» может отражать древнюю связь культа Велеса с обрядовыми песнями и поэзией. Связь Велеса с сельскохозяйственными культами очевидна и восточнославянского обычая оставлять в дар божеству несжатыми несколько стеблей хлебных злаков - волотей, называемых «Волосовой бородкой».      В своей языческой функции Велес воспринимался позднейшей православной традицией (в той мере, в какой она его не ассимилировала, отождествив со св. Власием) как «лютый зверь», «чёрт», от сюда костромское ёлс - «леший, чёрт, нечистый» диалектные волосатик, волосень-«нечистый дух, чёрт»; это же позднейшее значение-«чёрт» известно и в родственном чеш. Veles - «злой дух, демон» (тексты 16-17 вв.). Об общеславянского характере Велес свидетельствует и наличие соответствий русскому слову в южнославянской традиции где, как и у восточных славян, с именем этого бога связывается название созвездия Плеяд (др.-рус Волосыни, болг. Власците и др.); ср. также имя вилы Вела в македонском фольклоре. Сопоставление общеславянских названий с родственным балтийским именем бога загробного мира Велса, а также и с генетически сходным; образами в ведийской мифологии (ср. демона Валу, пожирающего скот) позволяет предположить, что в исходной основном мифе славянской мифологии Велес был противником громовержца Перуна.