Ича

Ича является героем самодийской мифологии. У этого героя много имен: Итьте, Ичкачка или Ичакэчика, что означает «Ича-племяшек». Легенды об этом герое возникли в период формирования самодийской общности.

Некоторым ученым удалось записать многие легенды, которые самодийцы раньше передавали из поколения в поколение в устной форме. В них Ича предстает как культурный герой самодийских племен, для которых он является олицетворением доброго начала и божественным покровителем селькупов. Его почитали как небесного всадника, громовержца, поражающего стрелами-молниями злых духов, которых насылал злой бог Кызы.

Грозу самодийцы объясняли поединком Ичи и слуг Кызы. От коня Ичи, как рассказывали самодийцы, родились шаманские духи-помощники – саблерогие олени. Согласно самодийским легендам, Ича – красивый и смелый охотник. Основными атрибутами его снаряжения являются лук, колчан со стрелами и лыжи, на которых он передвигается.

С детства он жил в чуме вместе с бабкой, которая и занималась его воспитанием. Она же подарила ему лыжи, лук и стрелы. Его родителей убил и съел великан-людоед Пюнегусе. Возмужав, Ича решает сразиться с Пюнегусе и отомстить за своих родителей. Несмотря на то что он был гораздо ниже и слабее людоеда, Иче удалось одержать над ним победу и сжечь его. Из пепла людоеда, согласно мифам, и возникли миллионы комаров, поселившихся в этой местности. Далее, как повествует легенда, слепой шаман, живший в окрестностях, проглотил Ичу вместе с бабкой и чумом, в котором они жили. Но Ича разрезал острым ножом живот шамана и спасся. Затем герой совершил еще один подвиг – отбил у похитителей трех дочерей лесного

духа. В благодарность за это лесной дух отдал Иче девушек в жены. Одна из них родила «медведя-идола», от которого пошло племя селькупов из рода медведя. Ича прожил долгую жизнь и совершил немало подвигов. Состарившись, он покинул землю селькупов, оставив ее семизубому демону и «отцу всех русских Кэристосу». Сам же Ича ушел в землю предков, где обрел покой. А самодийцы стали почитать его как бога и

внесли в высший уровень пантеона. Удалось записать и космогонические мифы, объясняющие происхождение Солнца, Земли и других небесных объектов. В них Ича предстает как сын старика Лиманча, который покинул землю и переселился на небо, скрываясь от преследования Кызы. В другом мифе рассказывается, что Ича попал на небо во время битвы со своим двоюродным братом Кызы. Битва началась на земле, но постепенно они поднимались все выше и выше и наконец достигли седьмого яруса неба.

Там они продолжают биться до сих пор. Время от времени их кольчуги слипаются от жары, и они не могут двигаться. Но старуха-покровительница освобождает их, и они снова продолжают сражение, которое никогда не окончится, т. к. их силы равны. Поэтому в мире существуют и добро и зло.

К. А. Ляхова. «Герои мифов»