Русская баня.

 Исторические сведения о  русской бане  начинаются с  использования пара и горячей воды племенами скифов, живших на территории России. Лет 800–900  тому назад  в городах  Руси, Волжской  Болгарии и  на

других европейских территориях уже  строили каменные бани,  сочетающие местные традиции с восточными.  В 1090 году  в Переславле по  указанию епископа Ефрема, ставшего затем Киевским митрополитом, была  построена большая каменная  баня.  На месте  города  Булгар –  столицы  Волжской Болгарии – в IX–XIV  веках обнаружены остатки  пяти каменных бань.  Но все же  основное  население  в  этих  краях  пользовалось  деревянными банями.

    В  своем  изначальном   виде  русская   баня  представляла   собой бревенчатую избушку с низким  потолком, где находилась  печка-каменка, была  оборудована  высокая   лежанка  –  полок,   чтобы  париться,   и установлена низкая скамейка, чтобы сидя мыться. Печка-каменка не имела трубы и топилась «по-черному». Дым из нее выпускался в открытую  дверь и отдушину – отверстие в стене над полком. После окончания топки дверь и  отдушину  закрывали  и  давали  бане  некоторое  время  «томиться», «дозревать», пока стены  бани равномерно  не прогреются  и не  выгорят угли. Затем  остатки углей  гасили водой  и, открыв  ненадолго  двери, проветривали баню от  угарного газа («угара»).  Вода грелась на  печке или у  топки в  глиняных горшках,  а когда  распространились  жестяные ведра – в ведрах. В отдельном горшке готовили щелок – щелочную зольную воду, заменяющую  мыло, в  другом горшке  – настой  полыни или  других трав, обладающих дезинфицирующими  и лечебными  свойствами. Для  мытья использовали деревянные ковши,  шайки, лохани,  для хранения  холодной воды –  деревянные бочки.  Раздевались  и одевались  в  неотапливаемом предбаннике.

    Банная процедура  русских  в XVII  веке  описана  путешественником Олеарием таким  образом: «Они,  ложась на  полках, велят  себя бить  и тереть тело  разгоряченным березовым  веником…  затем, когда  от  жару сделаются красными  и  изнемогают до  того,  что уже  не  в  состоянии оставаться в  бане, они  выбегают из  нее голые,  как мужчины,  так  и женщины, и обливаются холодной водой,  а зимой, выскочив из бани,  они валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, а потом, остывшими  таким образом, снова  входят в  жаркую  баню. Так  как их  бани  обыкновенно строятся при реках и ручьях, то моющиеся в них из жара прямо бросаются в холодную  воду».  Олеарий  рассказывает,  что  «во  всех  городах  и селениях у них  (в России)  множество общественных и  частных бань,  в которых всегда почти найдешь множество моющихся».     Известный историк Н. И.  Костомаров в очерках  о домашней жизни  и нравах русского народа  в XVI и  XVII веках указывает,  что баня  была первой потребностью в домашней жизни как для чистоплотности,  лечения,

так и для своего рода наслаждения.     Первым научным трудом о русской бане было сочинение португальского

врача А. Н. Р. Саншеса, который долго служил в России. Его книга  была издана во  многих  странах, в  том  числе в  1774  году в  России  под названием  «О  парных  российских   банях,  поелику  сопутствуют   оне

укреплению, сохранению и восстановлению здоровья». Он считает особенно полезным то, что  в русской бане  пар подается через  каждые 5  минут, обновляя атмосферу. Общественные бани  в  России  отличались  от  семейных  не  только размерами,  но   и   устройством.   В  некоторых   из   них   парильни отгораживались  от  моечной.   Именно  такими   были,  видимо,   бани, построенные в XVIII веке по указу царя Алексея Михайловича.     В XIX веке и начале XX века получили распространение «белые» бани, где печи-каменки имели дымовую трубу.  Такие бани могли топиться и  во время мытья, были менее пожароопасными и  не имели копоти на стенах  и потолке.  В  некоторых  из  них  печи  топились  из  предбанника   или отдельного помещения. Были и бани, в которых пар производился  паровым котлом, а горячая вода – водогрейным котлом, установленным в котельном помещении.

    Из комфортабельных старинных бань наиболее известны Сандуновские и Центральные бани  в Москве.  На месте  современных Сандуновских  бань, построенных в  1896  году  и  включающих  28  номеров  (27  из  них  с парильными отделениями), раньше были каменные бани, построенные в 1806 году знаменитыми в  ту пору актерами  Петровского театра  Сандуновыми.Старые Сандуновские бани  отличались удобствами  с роскошью,  например имели зеркальные залы для отдыха с мягкими диванами. Русские бани  вызывали  интерес  у  многих  иностранных  гостей  с Востока и  Запада. Они  удивлялись традиции  русских людей  чередовать

банный  жар  с  купанием  в  проруби,  обливанием  холодной  водой   и обтиранием снегом.

    А ведь  это  и есть  процедуры  для закаливания,  которые  русский человек всегда использовал для  укрепления здоровья. Знаменитый А.  В. Суворов  при  помощи  обливаний,  обтираний  и  физических  упражнений укрепил  настолько  свое  здоровье,  что  смог  до  глубокой  старости переносить походную жизнь воина. В России баня  была частью быта  человека. При достаточно  суровом климате русская парная  баня с печкой-каменкой  прогревала и  исцеляла  многие болезни. В каждой местности,  даже в каждой семье  существовали свои традиции пользования баней. Одни мылись с мылом до того, как идти в парную, другие просто окатывались водой, третьи считали  необходимым хорошенько пропотеть до мытья.  Во время Великой Отечественной войны солдаты спасались от болезней в наспех  сооруженных  банях.  Для этого  использовали  землянки  (как далекие  предки),  вагоны,  автобусы.  Солдатская  смекалка   помогала построить печь  без  кирпича  и  камня,  а  только  из  гильз  тяжелых снарядов. Баня была для солдат надежным лекарем.

    В наше время  бани включают не  только пари льни, ванные,  душевые, плавательные бассейны,  но  и  различные  лечебные  кабинеты,  комнаты отдыха,  кафетерии  и  другие  помещения   анитарно-гигиенического   и культурно-бытового назначения. Хотя современные бани в больших городах совсем не  похожи на  те, в  которых парились  наши деды,  принцип  их воздействия на организм тот же, что и в традиционных народных банях.