Мария Александровна , Великая княжна, герцогиня Саксен-Кобург-Готская

Мария Александровна

Великая княжна, герцогиня Саксен-Кобург-Готская, дочь императора Александра II и императрицы Марии Александровны.

Будущая герцогиня Саксен-Кобург-Готская получила свое имя в честь матери, цесаревны Марии Александровны. Появившаяся на свет 5 октября 1852 года девочка была большой радостью в семье, ее очень ждали, так как после великой княжны Александры, скончавшейся в возрасте семи лет, у цесаревны рождались только сыновья. И вот наконец-то дочь. Радость была безграничной. По этому случаю супруга старшего сына императора Николая I получила в подарок от романовской семьи диадему из рубиновых звезд, украшенную бриллиантами.

Крещение ребенка состоялось спустя три недели. Очевидцы вспоминают: «Все было обставлено с величайшей помпой и торжественностью. Августейшего младенца, покрытого императорской мантией из сукна, отороченного горностаем, внесли в церковь».

Мария была выдана замуж в возрасте двадцати лет за герцога Эдинбургского, принца Великобританского Альфреда Эрнеста, второго сына королевы Виктории. Он служил в британском флоте. Ему было тридцать лет, и уже в течение пяти лет этот «морской волк», хорошо известный своими любовными похождениями, добивался благосклонности дочери российского императора. Его мать этому не препятствовала и дала разрешение на брак. Таким образом, герцог решил сделать официальное предложение царской дочери не без согласия матери-королевы, которая была известна своей нелюбовью к России. Как выяснилось, и сама великая княжна Мария относилась с симпатией к бравому морскому офицеру Альфреду Эдинбургскому. Оставалось лишь соблюсти династический этикет: принц должен был просить у императора Александра II руки его дочери.

Именно с этой целью герцог Альфред Эдинбургский в июне 1873 года прибыл в Дармштадт, где в то время находились императорская чета и их дочь. Согласие на брак было получено, и о помолвке официально объявили. Свадьбу наметили на следующий год.

Однако королева Виктория не скрывала своего недовольства, что ее сын, как она считала, женится, принимая довольно унизительные условия, продиктованные русским императорским Домом. Ей даже не была предоставлена возможность познакомиться с будущей невесткой, хотя с такой просьбой Виктория обращалась к своим «русским родственникам».

Ею было высказано пожелание, чтобы Александр II привез дочь в Осборн, где королева в то время находилась. Об этом сообщили императору, который, услышав о столь «дерзкой воле», попросил передать Виктории, что он «очень занят» и, к сожалению, не может, воспользовавшись случаем, погостить в Осборне. Александр II решил, что суверенный монарх не может ездить «на поклон» к другому монарху, да к тому же без официального приглашения. Мать невесты, императрица Мария Александровна, предложила Виктории встретиться на нейтральной территории, например в Кельне. Этим она вызвала негодование привыкшей к особому почитанию британской королевы.

Своей дочери в Берлин Виктория написала: «Ты, вероятно, уже слышала, а может быть, еще нет, что императрица России в среду самым холодным образом телеграфировала мне, что могла бы завтра увидеть меня в Кельне. Я считаю это бесстыдством. Она знает, что в такую жару я не могу ехать, и даже если бы я могла: кто я, правительница и дама, чтобы в течение нескольких дней бегать за ней? Я хочу еще сказать, что страшно огорчена и не в меньшей степени шокирована поведением Алисы (дочь королевы, мать последней российской царицы Александры Федоровны), потому что она встает на позицию русских… и ведет себя, словно она русская, а не британская принцесса».

Свадьба состоялась 23 января 1874 года в Петербурге, в Зимнем дворце. По случаю бракосочетания русской великой княжны и английского принца в столицу приехали высокие особы из разных стран.

Отец-император дал любимой дочери в приданое огромную по тем временам сумму — 100 тысяч фунтов. Сверх того Марии выделялось ежегодное пособие в 20 тысяч фунтов. Согласно придворному протоколу после замужества из великой княжны она превратилась в великую княгиню.

Перед замужеством будущая герцогиня Саксен-Кобург-Готская была свидетельницей переживаний матери, когда та узнала, что у ее молодой фрейлины, княжны Екатерины Долгорукой, родился сын, отцом которого был любимый супруг-император. И царская семья и, конечно, двор, узнав о рождении ребенка, были потрясены. Мария Александровна, спрятав обиду на мужа глубоко в сердце, стала с тех пор молчаливой и замкнутой. Ощущая на себе сочувственные взгляды и слыша за спиной соболезнующий шепот, она очень страдала. Здоровье ее стало резко ухудшаться.

Когда год спустя возлюбленная Александра II родила еще одного ребенка — дочь Ольгу, Мария Александровна опять же это молча терпела. Ни с кем, а тем более со своей единственной дочерью, она не обмолвилась ни единым словом, обвиняя мужа. Но молодой девушке было понятно, какой страшный удар нанесен самолюбию ее матери-императрице как женщине.

Молодожены поселились в Лондоне. Однако местное общество не проявило сердечности к прибывшей из России великой княгине. Ее сочли слишком надменной. Да еще возникли разногласия с королевой относительно титула ее русской невестки. Император Александр II настаивал, чтобы к его дочери обращались не иначе как «Ваше Императорское Высочество» — титул этот принадлежал ей по рождению. Королева же выразила свое категорическое несогласие, заявив, что к герцогине Эдинбургской следует обращаться «Ваше Королевское Высочество».

В том же 1874 году Мария стала матерью: она родила сына, названного в честь отца — Альфред. Герцог Эдинбургский не скрывал своей гордости русской женой — она подарила ему наследника.

В течение последующих четырех лет в семье сына королевы Виктории родились три девочки: Мария, Виктория и Александра. 

В июне 1880 года Мария Александровна узнала о смерти своей многострадальной матери. 

Прошло всего девять месяцев после смерти матери, и вновь произошла трагедия: в Петербурге бомба террористов, брошенная под ноги императору, буквально растерзала его. Это случилось 1 марта 1881 года, когда Александр II возвращался в Зимний дворец после церемонии смотра развода караулов. 

В 1884 году герцогиня Эдинбургская родила еще одну дочь — Беатрису.

Постепенно жизнь русской великой княгини, герцогини Эдинбургской, на британском острове становилась с каждым годом все более невыносимой. Поэтому, когда в 1893 году к ее супругу перешло герцогство Саксен-Кобург-Гота и семья покинула Англию, она была безгранично счастлива.Герцогство досталось мужу Марии Александровны после смерти герцога Эрнеста I, умершего бездетным. 

Династическими браками герцоги были связаны со многими правящими домами Европы, в том числе Великобритании, Бельгии, России, Португалии, Болгарии. Английская королева Виктория была дочерью принцессы Кобургской и сама вышла замуж за Альберта Кобургского.

Нового герцога приняли плохо - ведь он был англичанином.

А как жила дочь русского царя? Что изменилось для нее после того, как она навсегда покинула Англию?

Бесспорно, изменилось многое, причем в лучшую сторону. Германия была ближе сердцу дочери урожденной немецкой принцессы. Отныне Мария Александровна стала именоваться герцогиней Саксен-Кобург-Готской, сохранив при этом и титул герцогини Эдинбургской.

Мария Александровна свою главную задачу все эти годы видела в удачном замужестве повзрослевших дочерей. Русская невестка английской королевы, хотя прожила в Англии два десятка лет, была не слишком расположена к этой стране. По воспоминаниям современников, она была против брака своей старшей дочери с одним из многочисленных кузенов, внуков свекрови-королевы. Поэтому, вопреки пожеланиям английской бабушки, свою дочь Марию, славящуюся редкой красотой, в 1893 году она выдала замуж за наследного принца Румынии, принца Гогенцоллернского Фердинанда. (Через год Мария подарила матери первую внучку.)

Уже в апреле 1894 года в Кобурге состоялась свадьба восемнадцатилетней принцессы Виктории с владетельным герцогом Эрнестом Людвигом Гессенским, на которой присутствовали родственники не только из Германии, но также из Англии и России. Даже бабушка, королева Виктория, прибыла в Кобург. Примечательно, что именно на этих свадебных торжествах было объявлено о помолвке будущего царя Николая II, племянника Марии Александровны, с гессенской принцессой Алике, родной сестрой герцога.

Ровно через два года Мария Александровна выдала замуж третью дочь, Александру, за князя Эрнста VII Гогенлоэ-Лангенбургского. А в 1896 году родительский дом покинула и младшая — Беатриса. Она вступила в брак с принцем Орлеанским Альфонсом, инфантом Испании, и переехала в Мадрид.

Все дочери русской великой княгини сделали хорошие партии. На ступеньке семейной лестницы остался лишь единственный сын герцогской четы, наследный принц Альфред. И тут случилось непредсказуемое.

В день празднования двадцать пятой годовщины свадьбы родителей внук императора Александра II совершил попытку самоубийства. Как стало известно позже, вступив во внебрачные отношения, он заразился венерической болезнью. Узнав об этом, чтобы избежать позора, он выстрелил себе в голову. Спасти его не удалось, наследный принц Саксен-Кобургский умер через две недели. Ему было двадцать пять лет.

Династия Саксен-Кобург-Готская вступила на британский престол в 1901 году после смерти королевы Виктории, когда престол занял сын королевы Виктории и принца Альберта Эдуард VII.

До 1917 года правящая королевская династия носила название Саксен-Кобург-Готская. После начала Первой мировой войны Георг V отказался за себя и за свою семью от всех немецких титулов и званий, а также от родового имени. Английский король принял фамилию Виндзор по названию Виндзорского замка.

Вдовствующая герцогиня после смерти мужа продолжила жить в Кобурге и лишь спустя несколько лет переехала в Швейцарию. При кобургском дворе продолжали соблюдать строгий этикет.

Знаменательная вилла «Эдинбург» была для герцогини и еще одним воспоминанием. Будучи наследником престола, Николай II был так влюблен в гессенскую принцессу Алике, что хотел вступить в брак только с ней. Поскольку основные законы Российской империи требовали, чтобы невеста наследника русского престола приняла православие, необходимо было заручиться ее согласием. Но принцесса относилась к своей религии очень серьезно и считала недопустимым перемену веры. Окончательный ответ на предложение сына русского императора она долго оттягивала. И вот в Кобурге во время торжеств по случаю свадьбы Виктории, с которой в то время гессенская принцесса была дружна, Алике приехала на виллу «Эдинбург» за советом к ее матери, герцогине Марии Александровне, к которой относилась с большим уважением и доверием. Кузина императора Александра III постаралась убедить будущую императрицу Александру Федоровну, что переход в православие — это не измена своей вере, а неизбежность, связанная с высоким положением жениха. Таким образом, брачный союз состоялся.

Последние годы жизни герцогиня Саксен-Кобург-Готская прожила в Цюрихе. В Швейцарию перебралась из Финляндии и ее дочь Виктория с семьей. Но вновь быть вместе им пришлось совсем недолго. 24 октября 1920 года русская великая княгиня Мария Александровна, дочь императора Александра II, скончалась. Ее похоронили в Кобурге, в фамильном склепе герцогов Кобургских.