Царь Тюштян.

Народ эрзя (Эрзя - ветвь мордовского народа, другая ветвь - мокша. Различались по месту жительства) сложил песни о царе Тюштяне, имеющем все основные признаки эпического героя: он сын земного человека и божества, демиург нового общества, царь, пользующийся покровительством богов. Героика его образа заключается в создании им эрзянской государственности, в ходе которого он проявляет свои незаурядные интеллектуальные, нравственные и физические данные. Тюштян упорядочивает жизнь народа на основах справедливости, меры, закона, отторгает ее от доисторического хаоса и стихийности. Помогают ему в этом великом деле верховный бог Инешкипаз и бог грома и дождя Пурьгинепаз, поддерживающие с ним связь при помощи чудесных вестников: Белого Лебедя, Иненармунь (Великой Птицы), трех ласточек, Мекшавы (пчелиной матки), Черного Ворона. Тюштян имеет титул инязора (ине – великий, азор – хозяин = великий хозяин). Инязор - название высшей должности правителя народа, страны. Этот титул возникает с формированием государственности в рабовладельческо-феодальную эпоху и соответствует понятиям князь, царь. Тюштян - всенародно избранный правитель, олицетворяет народную идею о справедливом и мудром государе. Тюштян – основной эпический герой. До избрания царем он обыкновенный человек, после избрания получает качества богочеловека, способного творить чудеса, и перевоплощается в классического героя. В народном сознании он мыслится как реально существовавший царь. Его историчность подтверждается пространственно-географической атрибутикой: в песнях о нем действие происходит в бассейнах рек Ра (Волга), Сура, Ока, Мокша, Клязьма. На реальное существование Тюштяна указывают города Копарц, Владимир, Москва, Наровчат, в районах которых происходит действие, и его грозный противник – русский царь, иногда именуемый Иваном Грозным. Упоминание Грозного отчасти историзует время в эпосе. Однако в целом оно не обладает таким признаком и подразделяется на мифологическое время первотворения и эпическое время «Тюштянь пинге» («Век Тюштяна»). Темп времени и его длительность зависят от развития действия в сюжете и структуры пространства. Тюштян, как герой, не богатырь. Он царь, богатырство не его предназначение. Он призван организовать эрзянское общество, внести в него закон и порядок. Тюштян выполняет и воинские функции, иногда совершает богатырские подвиги, однако это в его образе второстепенное. Подобно героям классического эпоса Тюштян, выполнив свою миссию на земле, либо возносится на небо, либо уходит умирать в неведомое место по просьбе соплеменников. Окончание века Тюштяна также должно свидетельствовать о нем как об исторической фигуре.
Тюштян, изображаемый как исторический царь, обладает божественными свойствами: трижды в течение месяца меняет возраст: при новолунии юноша, в полнолуние зрелый муж, на исходе месяца старец; мановением руки останавливает течение рек; взмахом платка строит над водой мосты; как по суше скачет на коне по воде; живет неопределенно долго – несколько человеческих поколений; по окончании земной жизни возносится на небо . Божественные и человеческие черты в Тюштяне обусловлены идеологией эпоса: земной царь есть отражение небесного царя.
Эволюция образа Тюштяна шла от божества к земному правителю. Спускаясь с небес на землю, он приобретал человеческие свойства. В молениях, записанных в конце XIX – начале XX века он изображается как царь, вознесшийся на небо и ставший божеством. В эпических песнях он преимущественно человек, имеющий божественное происхождение. Мотив божественного происхождения эрзянского царя развивается в песне о чудеснорожденном младенце: нового тюштяна от непорочного зачатия по воле Инешкипаза рождает 70-летняя вдова. У ее мальчика на лбу солнце, на макушке месяц, на кончиках волос звезды. Став взрослым, сын вдовы прогоняет старого Тюштяна и становится царем. В мокшанской песне чудеснорожденного младенца, в колыбели матери говорящего о своем предназначении стать тюштяном, убивает правящий Тюштян, из чего следует, что божественное происхождение не всегда приводит к желаемой цели.