Жены Рамзеса II

Некоторые другие жены Рамсеса II Среди других жен Рамсеса II, прежде всего, необходимо отметить дочь хеттского царя Хаттусилиса III, прибывшую в Египет на 34 году правления будущего мужа. Ее хеттское имя неизвестно, в египетских источниках она именуется Маатхорнефрура. Позже Рамсес женился на еще одной хеттской принцессе, однако, имя ее неизвестно. Несколько дочерей Рамсеса II также носили титул “великой царской супруги” в середине и конце царствования отца: Бентанат, Меритамон, Небеттауи.
Еще при жизни Иситнофрет второй “великой супругой царской” стала ее дочь Бентанат. Ее статус отнюдь не был условностью. В гробнице Бентанат в Долине цариц (QV 71) сохранилось изображение дочери, которую она родила Рамсесу. Продолжительность царствования Бентанат в качестве главной супруги царя вплоть до ухода с политической арены и уединения в гареме вдовствующих цариц неизвестна. Согласно источникам, она принимала участие в праздновании нескольких церемоний сед своего мужа. Так или иначе, Бентанат пережила Рамсеса, а ее дочь, Бентанат II, выступила в качестве одной из официальных жен своего воцарившегося дяди — Мернептаха.
Большую роль при дворе играла и другая “великая жена царя” — Меритамон, старшая дочь царицы Нефертари. Именно она выступает теперь вместо матери во всем величии на рельефах некоторых колоссов Рамсеса II в храме Амона в Луксоре; ее, видимо, изображает знаменитый известняковый бюст найденный в 1896 году Ф. Питри в Рамессеуме. Этот памятник часто называли “белая царица”, “царица с менатом”, или из-за отсутствия имени, “женой Рамсеса II”, вплоть до недавней находки недалеко от Ахмима практически идентичного колосса этой же царицы. Когда-то она фланкировала статую Рамсеса II; на ней сохранились те же титулы, что и на “белой царице”. Это была Меритамон. Юность, полная грации, великолепная улыбка и прекрасно сохранившиеся цвета делают эту статую одним из лучших скульптурных памятников эпохи Рамессидов. Трехчастный парик царицы, покрытый локонами, окрашенными в синий цвет, стянут на лбу двумя золотыми лентами с уреями, символизирующими Верхний и Нижний Египет. На парике возвышается модиус — диадема, состоящая из ряда уреев с солнечными дисками на головах. Плечи Меритамон украшены большим ожерельем усех, состоящим из иероглифических знаков нефер – “красота”. В левой руке она держит ожерелье менат – ритуальное ожерелье богини Хатхор, состоящее из нескольких рядов бусин и противовеса в виде самой богини. Сохранились титулы царицы-жрицы “Великая в гареме (hnr) Амона, играющая систром для Мут, менатом для Хатхор, прекрасная песнопениями для Хора”. Гробница Меритамон обнаружена в Долине цариц (QV68); фрагменты ее саркофага хранятся в Берлинском музее.
Хенутмира, младшая сестра Рамсеса II также занимала место среди официальных жен царя. Согласно сохранившимся источникам ее роль была скромной. Она очень редко появляется на людях или на памятниках; исключение составляют немногочисленные рельефы на некоторых поздних статуях Рамсеса II. В сороковые годы царствования брата-супруга она скончалась и была погребена в Долине цариц (QV75). Саркофаг из розового гранита с головой сокола, принадлежащий Хенутмира, был узурпирован во времена XXII династии; памятник хранится в Каирском музее (JE 60137). В литературе встречаются противоречия в определении Хенутмира как сестры, либо дочери Рамсеса II. Однако титул “дочь царя”, вызвавший столь долгие споры, может быть трактован как титул принцессы, дочери Сети I. Эта гипотеза поддерживается изображением Хенутмира на статуе ее матери, и, одновременно, матери Рамсеса II — царицы Туйи в Ватиканском музее.
Не следует думать, что “новые” царицы получили власть после смерти Нефертари и Иситнофрет. На стеле, воздвигнутой принцем Хаэмуасом в Асуане, Рамсес II представлен одновременно с Иситнофрет и ее дочерью, и, одновременно, “царской супругой”, Бентанат. В свою очередь, некоторые письменные источники показывают, что царицами одновременно были Бентанат и Меритамон, Бентанат и Хенутмира.
Жизнь в царском гареме в Ми-ур рядом с Фаюмским оазисом (совр. Мединет Гуроб) однообразно протекала, чередуясь с визитами фараона. Царские женщины воспитывали детей, среди которых были и иностранцы, а также участвовали в “домашнем производстве” — пряли, ткали, обеспечивая царский двор превосходным льном. Отрезы льна регулярно отсылались из Ми-ур в Пер-Рамсес; царский двор, с другой стороны, снабжал гарем разнообразной провизией. Кроме того, Ми-ур потреблял огромное количество цветов, кардамона, других пряностей и благовоний, ювелирных изделий из лазурита, малахита, исчисляемых в весовых мерах серебра.
О многих принцессах дома Рамсеса мы практически ничего не знаем. Некоторые из них, например, Иситнофрет II, имели собственное хозяйство со стадами скота, которые снабжали продуктами ее служащих. Двое из ее подчиненных, дворцовые певцы Пентаур и Пауехед справлялись о ее здоровье и жизни из Мемфиса: “Певец Пентаур и певец Пауехед приветствуют свою госпожу, принцессу Иситнофрет... Привет тебе! Послание чтобы сказать, что мы говорим всем богам и богиням Пер-Рамсеса: “Да будешь ты жива, здорова и невредима!” Да обретешь ты благосклонность моего бога Птаха... Вот мы живы сегодня, но не знаем, что станется с нами! Да возвратит нас Птах, дабы мы узрели тебя! Мы очень, очень тревожимся о тебе!”