Храмы Рамзеса II

Одним из великих строителей Древнего Египта был фараон Рамзес II.
Если от Сети I там остались едва различимые следы деятельности, то для его сына с самого начала правления эта земля стала местом грандиозных строительных работ, посвященных, прежде всего, четырем воплощениям Хора Нубии: Хор Баки (Кубан), Хор Миама (Аниб), Хор Меха (Абу-Симбел), Хор Бухена (Вади Хальфа). В Нубии Рамсес II воздвиг семь храмовых комплексов: шесть совершенно новых и один — Вади эс-Себуа, включивший в себя ряд более ранних построек. Эти храмы были символами набожности и, одновременно, самовозвеличивания царя. Все они, за исключением комплекса в Дерре, расположены на левом берегу Нила.
Наиболее древний храм — в Бет эль-Вали был построен в течение двух первых лет царствования Рамсеса; он находится чуть выше огибаемого Нилом гранитного порога Баб эль-Калабша. Посвященный Амону, этот храм состоял из кирпичного пилона, крытого зала, гипостиля и святилища. Перед строительством Асуанской плотины храм был перенесен в район Новой Калабши. Второй — грандиозный комплекс в Абу-Симбеле. Сложно даже представить себе, сколько времени потребовалось на его сооружение. Вероятно, сначала специально обученные бригады рабочих обследовали гору, и лишь после этого в финале работ появился храм, вырезанный в толще скалы на длину 60 метров с фасадом, представляющим собой трапецию шириной 35 и высотой 30 метров. Многие годы пошли на создание этого фасада с четырьмя гигантскими колоссами. В начале правления Рамсеса был грубо вырублен фасад, высечены в скале залы и святилище. Гигантские осирические колоссы царя, поддерживающие потолок первого зала, были готовы к 5-му году, эпохе битвы при Кадеше, изображенной на северной стене зала и ставшей отправной темой для остальной декорировки. Только после сооружения этого зала царь начинает фигурировать среди божеств как равноправная божественная субстанция, а сам храм получает название “Дом Рамсеса, возлюбленного Амоном”.
“... Вот, что до Его Величества, да будет он жив, невредим и здрав, был он бодрствующим в поисках любого момента удачного, творя вещи прекрасные для отца своего, Хора, владыки Меха, воздвигая для него дом миллионов лет в этой горе Меха; никто не делал подобного до сына Амона, господина... Его мощь над всеми странами; приводят для него множество работников из числа плененных дланью его в разных странах. Наполнил он дома богов выходцами из Речену. Приказал он затем слуге царскому, Рамсесу-аша-хеб-седу, снабжать землю Куша заново во имя Его Величества, да будет он жив, невредим, здрав. Сказал он (т.е. слуга): “Хвала тебе! О бодрствующий царь Египта, солнце Девяти Луков. Не было бунтовщика во времена твои, умиротворена страна каждая. Отец твой, Амон, приказал для тебя, чтобы все земли были повержены под стопы твои; даровал он тебе юг и север, запад и восток и острова в середине моря…” Окончательная отделка храма, а также “Брачная стела” Рамсеса II, посвященная, как уже упоминалось, браку фараона и хеттской принцессы, датируются 34-м годом. Если верна гипотеза К. Китчена, гласящая, что храм был “открыт” к 24-му году правления Рамсеса, становится очевидно, что царь всячески подчеркивал свою божественность задолго до своего первого празднества Сед: практически все изображения стен второго зала, вестибюля и святилища были подчинены теории и практике этого обожествления. Во всяком случае, группа четырех божеств, вырубленная в святилище — Птах, Амон, Рамсес и Ра-Хорахте была явно заранее спроектирована, так как здесь любая переделка сразу бы выделялась. Для большей демонстрации божественности Рамсеса II, фигура бога Ра-Хорахте, выполненная в высоком рельефе на фасаде храма над входной дверью составляет вместе с фланкирующими иероглифами Усер и Маат скульптурное изображение одного из имен царя; сам фараон с двух сторон подносит божеству фигуру увенчанной солнечным диском Маат, которая, подчиняясь логике этого “ребуса обожествления”, держит в руках не традиционный анх, а знак усер. Малый храм Абу-Симбела, находящийся в 150 м к северу от большого, посвящен богине Хатхор и обожествленной в образе Сириуса царице Нефертари. Шесть ниш фасада украшены четырьмя восьмиметровыми статуями Рамсеса – “солнца”, между которыми высятся два колосса его супруги – “звезды”. Около обеих статуй Нефертари имеются изображения ее старших дочерей — Меритамон и Хенуттауи, в то время как около Рамсеса стоят сыновья — Аменхерхепешеф и Мериатум. Колоссы царя имеют свои собственные имена: Хека-тауи-мери-Амон – “Владыка Обеих земель, возлюбленный Амоном” и Ра-эн-хекау-мери-Атум – “Солнце властителей, возлюбленный Атумом”. Образ обожествленного Рамсеса II присутствует и на некоторых рельефах, где он изображен с небольшим бараньим рогом, обрамляющим ухо — признаком божественности. Саму Нефертари на одном из рельефов коронуют убором звезды Сириус богини Хатхор и Исида. В святилище вместе с Нефертари Рамсес подносит дары статуе божественной коровы Хатхор; он еще не вошел на равных правах в мир богов: возможно, это говорит о более ранней дате создания храма. Оба храма были высечены в горных массивах, задолго до этого считавшихся священными: Меха (большой храм) и посвященном богине Хатхор Ибшеке (храм Нефертари) на севере. Несомненно, что комплекс Абу-Симбела был также связан с празднеством паводка Нила: священное половодье Хапи вызывалось и поддерживалось богами и ритуалами “домов Рамсеса, возлюбленного Амоном”.
Два раза в год луч встающего на востоке солнца проникал в святилище большого храма Абу-Симбела и освещал все статуи святилища, за исключением Птаха, который здесь отождествлялся с силами загробного мира. Остальные храмы Рамсеса II в Нубии полускальные — частично вырубленные в горном массиве, а затем дополненные традиционными архитектурными элементами. Все они достаточно поздние, их декорировка, выполнялась местными мастерами иногда на довольно низком уровне.
Комплекс в Герф Хуссейне – “храм Рамсеса, возлюбленного Амоном во владениях Птаха”, состоял из пилона, открытого двора, украшенного стоящими колоссами царя с негроидными чертами лиц, зала с осирическими колоссами, подобными Абу-Симбелу, и нескольких небольших помещений, предшествовавших святая святых. В святилище храма сохранились фигуры основных почитавшихся здесь божеств: Птах, обожествленный Рамсес II, Птах-Татенен и Хатхор. Работами по возведению храма, вероятно между 35 и 50 годами правления царя, руководил наместник Сетау. К сожалению, большая часть храма не была спасена перед строительством Асуанской плотины и в настоящее время покоится под водами озера Насер.
Храм Вади эс-Себуа, “дом Рамсеса, возлюбленного Амоном во владениях Амона” был посвящен особой ипостаси фиванского божества — Амону Путей, покровителю странников и караванов. Здесь Рамсес II продолжил строительство, начатое еще при Аменхотепе III, воздвигнув собственный храм в 150 м к северу от более древнего святилища. Комплекс состоит из великолепной аллеи сфинксов в коронах Верхнего и Нижнего Египта, трех пилонов, дворов и высеченного в скале гипостильного зала, позже превращенного в коптский храм. Статуи в святилище были, к сожалению, варварски уничтожены коптскими монахами, и лишь несколько фрагментов позволяют предположить, что это были образы Амона, Ра-Хорахте и самого Рамсеса II. Любопытный текст, относительно постройки храма в Вади эс-Себуа сохранился на стеле военачальника Рамосе, который участвовал в подготовке строительства: “Год 44: — Его Величество приказал поверенному своему, Наместнику Нубии, Сетау, вместе с воинами из личной свиты Рамсеса II “Амон, защитник (своего) сына”, дабы он захватил пленных из земель Ливийских для постройки храма Рамсеса II во Владениях Амона; также приказал военачальнику Рамосе подготовить (?) силы из личной свиты — вот, Рамосе”.
В процессе работ по спасению памятников Нубии, храм был полностью перенесен на новое место в 4 км к западу от старого.
Храм в Дерре, возведенный “Рамсесом, возлюбленным Амоном во владениях Ра”, как и многие другие памятники Нубии во второй половине своего царствования, своим планом и декорировкой напоминает Абу-Симбел. В святилище сохранились статуи Ра-Хорахте, Рамсеса II, Амона и Птаха. В 1964 году храм был разобран и возведен заново в районе Амады. В процессе расчистки комплекса были выявлены превосходные рельефные композиции, хорошо сохранившие свою первоначальную цветовую гамму. Работами по сооружению святилища руководил царский наместник Иуни.
Южнее Абу-Симбела находится храм в Акша, посвященный “Рамсесу, богу Нубии”, комплекс западной Амары; постройки Рамсеса II имеются также в Анибе, Фарасе, Бухене, Пнубсе, Каве и Гебель-Баркале.
Долгое время Нубия была стабильным и спокойным регионом. Военные кампании, направленные на подавление мелких восстаний, скорее можно назвать “полицейскими операциями”. В Акше и Амаре упомянута и экспедиция в благодатную страну благовоний Пунт.
Нубия управлялась, как и раньше, “царскими сыновьями Куша”, которые руководили царскими постройками в регионе, добычей золота, следили за уровнем производительности труда на различных других работах. В течение долгого царствования Рамсеса II Нубией управляли девять наместников: Аменемипет, занимавший эту должность еще при Сети I и упоминающийся в Бет эль-Вали; Иуни, Хеканахт (до 24 года правления), Пасер (25—34 гг.), Хеви (34—38 гг.) и Сетау (38—63 гг.). Время правления Иуни и Хеканахта было относительно спокойным; тогда как при Пасере, Хеви и Сетау Нубию тревожили самые разнообразные события: от военных походов и вплоть до гигантского землетрясения в Абу-Симбеле, произошедшего на 31 году царствования Рамсеса. В результате бедствия обрушилась верхняя часть одного из гигантских колоссов перед входом в большой храм; внутри, в первом зале святилища, потрескались столбы, рухнул второй с севера осирический пилястр царя, пострадал северный угол входного проема. Реставрацией храма занимался наместник Пасер, лицо, приближенное к царскому двору в виду его семейных связей с вельможей Аменеминетом, другом детства царя. Кроме того, его собственный дядя Пен-нест-тауи был верховным военачальником египетских войск в Нубии. В итоге треснувшие столбы первого зала храма и поврежденный входной проем были отреставрированы каменщиками, а осирический пилястр возведен вновь. Однако главное повреждение — упавший торс колосса у входа так и осталось нетронутым ввиду колоссальности работ и абсолютной невозможности их проведения. В память о реставрации Пасер приказал воздвигнуть в храме две собственные статуи.