Вельможи Рамзеса II

Вельможи двора Рамсеса II С тревожным наследием амарнского кризиса — выдвижением новой знати из числа немху — бедных свободных, Рамсесу II пришлось столкнуться еще при жизни Сети I. Если “солнечный переворот” и потерпел стремительное крушение, то с правами, полученными новыми людьми при дворе традиционной знати пришлось считаться. При XIX династии восхваления царя за возвышение из ничтожества отдельных людей встречаются по-прежнему часто. “Начальник резчиков владыки Обеих земель” Хатиаи вскоре после реставрации культов старых богов писал: “Я — убогий, (самый) маленький из своего селения... Он (т.е. царь) возвеличил меня превыше друзей (царя), я смешался с великими дворца”. “Я — друг царя из (тех), кого он вскормил... (Царь) — это Хнум, бог, творящий людей, хранящий сирот, защищающий убогих... знатных”, — вторил ему верховный сановник Сети I Пасер. Распорядитель казны, распорядитель “женского дома” царя по имени Хормин, обращаясь к царю, говорит: “Властитель, сделавший меня человеком, вскормивший меня своим питанием... Я — сирота из (тех, кого) ты вскормил, сановник из (тех, кого) ты сотворил!” Очень красочно описана забота Рамсеса II в речи, обращенной к ним на поле брани при Кадеше. Упрекая воинов в неблагодарности, фараон говорит: “Не восстал ли я владыкой, (когда) вы были сиротами? Я дал сотвориться вам сановниками моим повседневно питанием”. Царь добавляет, что он вводил сына во владение отчим имуществом, сложил с воинов отработки и не налагал новых, дал воинам возможность сидеть по домам и селениям, не неся воинской службы. Прекрасным подтверждением этому может служить стела войскового писца Месу, происходящая из Кантира, на которой Рамсес II представлен стоящим перед колоссами царского дворца и осыпающим толпу воинов “дождем украшений и снеди”.
Число лиц, которые играли важную роль при дворе во время правления Рамсеса II очень велико. Это было следствием как долготы правления, так и развитости бюрократического аппарата: везиры, “царские сыновья Куша”, жрецы основных божеств, крупные и мелкие чиновники. Великолепная иллюстрация этому — 70 частных гробниц чиновников фиванского некрополя относятся ко времени Рамсеса II, являясь шестой частью всего некрополя, существовавшего не одну сотню лет. Эти гробницы содержат разнообразную информацию о жизни знатных людей этой эпохи. Не менее важными городами в этом смысле являются Абидос, Пер-Рамсес, Мемфис с гизехским и саккарским некрополями и, конечно, Нубия с выделяющимися регионами Асуана, Абу-Симбела и Бухена.
Среди толпы вельмож выделяются яркие личности, занимавшие ведущие посты в государстве, такие как везир Пасер, “царский сын Куша” Сетау, верховный жрец Амона Бакенхонсу, демонстрировавшие свое исконно знатное происхождение.
Пасе был сыном Небнечеру, верховного жреца Амона при Сети I; самостоятельно добившись многих должностей, он стал еще при Сети везиром Юга. Несмотря на мемфисское происхождение по материнской линии, Пасер всячески подчеркивал свою привязанность и верность Фивам, где и приказал приготовить себе гробницу . Верховный жрец Уретхекау, богини царских коронаций и символов власти, “обладающий тайнами Обеих Владычиц”, Пасер играл видную роль в коронации молодого Рамсеса II. При заключении мира с хеттами, Пасер поздравляет фараона в числе царской семьи. Именно Пасер был верховным распорядителем работ в гробницах Сети I и Рамсеса II. Вместе с правителем Западных Фив Рамосе, он был популярен в среде строителей царских усыпальниц, которые зачастую изображали их на своих поминальных стелах, памятуя о заботе везира: “Правитель Западных Фив, Рамосе, благодарит Начальника работ и (всю) команду, (а именно) Начальника работ Небнефера и Каха со всей командой, как следует: “Смотри же, Правитель и Везир Пасер прислали ко мне, говоря: “Да доставят должное строителям Царской Гробницы, а именно овощи, рыбу, топливо, кувшины вина (?), провизию и молоко. Не оставляйте поклажу эту без присмотра... Да не найду я остатков принадлежащего им (удержанного в качестве) лишнего. Проследите...” Конечно же, снабжение работников или даже обеспечение провизией праздников бога Амона Карнакского было абсолютно незначительным занятием по сравнению с другими его обязанностями. Согласно древней традиции, на стене гробницы Пасера был высечен текст Царского Наставления Верховному Сановнику.224 Во многом, эти наставления ко времени жизни Пасера устарели, однако такие указания царя, как соблюдение высокой беспристрастности при публичном суде, оставались актуальными, несмотря на века, прошедшие со времени создания текста. Под управлением везира находились важнейшие государственные учреждения: суд, сокровищница, военные силы, внутренние дела страны, сельскохозяйственные работы, международная переписка и дипломатические контакты, а также многое другое. Везир давал ежедневный отчет о текущих делах фараону. Когда назначенный царем на пост верховного жреца Амона вместо умершего Небуненефа вельможа Уннефер, отец друга детства Рамсеса II — Аменеминета, скончался на 27 году правления царя, должность оказалась вакантной. Именно удачливому Пасеру было предложено занять ее. Пасер возглавлял клир Амона Карнакского вплоть до своей кончины – т.е. около десяти лет.
Другие известные нам везиры никогда не достигали таких высот: Хаи упомянут в надписи в Гебель Сильсилэ в конце 30-го года правления Рамсеса,225 Неферренпет засвидетельствован на 57 и 60 году царствования.226 Существовали также еще два везира, оба по имени Парахотеп: один между 16-м и 42-м годами правления, происходил из Абидоса и был братом верховного жреца Осириса Уненнефера; другой, уроженец Седмента, состоял в этой должности в конце правления, около 52-го года. Первый был правителем Мемфиса, а второй — “правителем и везиром Пер-Рамсеса”, а, кроме того, первым везиром, при котором резиденция была перенесена в новую столицу.
Небуненеф, первый верховный жрец Амона времени Рамсеса II был, очевидно, также в большом почете, поскольку ему было разрешено соорудить в Фивах свой собственный поминальный храм. Среди его преемников — Уненнефера, Пасера и Бакенхонсу, особо выделяется фигура последнего, остававшегося на этом посту двадцать семь лет вплоть до очень преклонного возраста. Бакенхонсу был сыном верховного жреца Амона, его супруга возглавляла “гарем” бога Амона. Его преемником в самом конце правления Рамсеса II стал Рамерои, его родной брат. Большую роль при дворе играли, несомненно, верховные жрецы основных богов страны, такие как верховный жрец Осириса в Абидосе Уненнефер, верховный жрец Инхары в Тинисе Минмес, а также верховные жрецы Птаха в Мемфисе и Ра в Гелиополе. Генеалогические деревья храмовой и светской знати были при этом тесно связаны; более того, в большинстве случаев жреческие посты передавались по наследству. Так, например, Небуненеф перед тем как стать верховным жрецом Амона, возглавлял жречество в Тинисе, а также был верховным жрецом Хатхор в Дендере; покинув свой пост в Тинисе, он оставил его своему сыну Хори. В свою очередь Хори наследовал его сын Минмес, который взял в жены дочь верховного жреца Осириса Уненнефера, будущего верховного жрец Амона. К семье Уненнефера принадлежал также первый везир Парахотеп, в то время как второй Парахотеп был супругом дочери Минмеса.
Среди других важных лиц этого царствования следует также упомянуть так называемых “виночерпиев”. Наблюдая их постоянную связь с царской семьей, трудно усомниться в том, что это были царские выдвиженцы и фавориты, которым поручались важные миссии. Часто этот пост занимали иноземцы, в частности, азиаты, которым были даны египетские имена, хотя и настоящие иногда сохранялись. Так, Рамсесемперре в действительности звали Зири-Башан и происходил он из Иордании. Иностранцем был, по-видимому, также “виночерпий” Рамсес-Ашахебусед, который упомянут в рельефах Абу-Симбела. Возможно, азиатом был и военачальник Рамсеснахт, засвидетельствованный в надписях Рамессеума. Имя военачальника — Урхийа — хурритское; он начал свою карьеру при Сети I, но значимых должностей добился только при Рамсесе, став “всего лишь” управляющим хозяйством Рамессеума; его сын Иупа унаследовал пост отца. Некоторые из этих людей совершили, подобно Иупа, головокружительную карьеру: от управителя конюшен, наполнявшего кормушки до вельможи, на 54-м году правления Рамсеса объявлявшего о девятом празднестве Сед фараона.
Усыпальницы вельмож эпохи Рамессидов в Фивах многочисленны; некрополь Саккара в свете последних раскопок представляет также множество интереснейших находок. В результате исследований, проводившихся в Саккара в 1984 г. были обнаружены погребения везира Неферренпета, казначея и “друга единственного” царя Аменеминета, главнокомандующего армией Небмехита, “носителя опахала справа от Его Величества” Неферхотепа. Интересно то, что даже вельможи, управлявшие Рамессеумом, считали необходимым иметь гробницы во вновь значимом мемфисском некрополе.