Даждь-бог
Даждьбог
Дажьбог (др.-русск. Дажьбогъ, варианты - Дажбогъ, Даждьбогъ), в восточно-славянской мифологии божество, входившее в состав т. н. «Владимирова пантеона». Первое упоминание Даждьбоге - в «Повести временных лет» под 980, из которого следует, что местом культа был холм, на холме находился кумир Даждьбога и здесь ему, как и другим богам, приносились жертвы. Наиболее содержательным (хотя и менее достоверным) является фрагмент о Даждьбоге во вставке, включённой в перевод отрывка из «Хроники» Иоанна Малалы, находящегося в Ипатьевской летописи под 1144 г.: «По умрьтвии же Феостовъ (др.-греч. Гефест) егож и Сварога наричить и царствова сынъ его именемъ Солнце, егожь наричють Дажьбогъ. Солнце же царь сынъ Свароговъ еже есть Даждьбог». Отсюда следует связь Даждьбога с солнцем и родственные отношения с Сварогом (сын - отец), несомненно связанным с огнём. Третий независимый источник, упоминающий Даждьбоге - «Слово о полку Игореве», в котором дважды говорится о попавших в тяжёлое положение русских как о внуках Даждьбога: «погыбашеть жизнь Дажьбожя вънука» и «въстала обида въ силахъ Дажьбожя вънука». Эти контексты дают некоторое основание для понимания Даждьбога как родоначальника или покровителя древнерусского этноса, который в свою очередь может трактоваться как наследие, богатство Даждьбога. Не исключено, что именно этим обстоятельством следует объяснять наличие имён собственных типа Дажбоговичь в украинской грамоте 14 в. или Dadzbog в польских документах 13-15 вв. В более поздних источниках за редким исключением имя Даждьбог выступает в сильно искажённом виде. В списке 980 имени Д. непосредственно предшествует имя Хорса (при этом только эти два имени соединены без союза и), который, как и Даждьбога в указанном отрывке, связывается с солнцем (ср. «Слово о полку Игореве»). В том же списке 980 непосредственно за именем Д. следует имя Стрибога. Эти имена образуют пару и формально (сложное двучленное имя с общим вторым элементом - богъ и с формой глагола в повелительном наклонении в первом члене: даждь-, стри-, ср. простри) и содержательно: оба божества, судя по значению их имён и этимологии, имеют отношение к подаче богатства (бог - богатый, ср. Иран. Baga-, др.-инд. Bhaga; имя божества, персонифицированного богатства, доли) и к его распределению - распространению (простирать) и, следовательно, выполняют вероятную социально-экономическую функцию наделения и распределения богатства, имущества, благ (характерно, что предшествующая пара богов в списке - Перун и Хоре - может по аналогии трактоваться как "природная" – гром-молния и солнце). О широких функциях Д. свидетельствует украинская народная песня, где Д. изображается покровителем свадьбы, встречающим жениха-князя на рассвете (связь с солнцем, восходом), «меж трёх дорог»; в другой песне, относящейся к сезонному циклу, Д. высылает соловушку замыкать зиму и отмыкать лето (ср. сходные мотивы в связи с вырием). Ср. мифологизированный образ земного царя в сербской сказке - Дабог и следы этого персонажа в эпических песнях о кралевиче Марко. Эти факты дают основание для предположения о праславянских истоках имени и образа Д. Данные древних индоевропейских текстов позволяют отнести истоки Д. ещё глубже. Ср. сочетание тех же (этимологически) элементов, что и в имени Д. («дать» и «бог») в таких ведийских примерах, как: daddhi bhagar "дай долю-богатство", Ригведа II, 17, 7 (где daddhi - повелительное наклонение, точно соответствующее даж(д)ь} или asi bhago asi datrasya ddtasi ты - Бхага (богатство), ты - даятель даяния, Ригведа IX, 97, 55 и т. п. Тем самым в качестве отдалённого источника Даждьбог определяется мифологизированная фигура подателя (распределителя) благ, к которому обращаются с соответствующей просьбой в ритуале, в молитве, в благопожеланиях (ср. рус. дай, Боже...). Данные мифологии балтийских славян позволяют с ещё большей уверенностью говорить о праславянском характере этого божества и о некоторых его особенностях. Как сын Сварога Даждьбог может быть назван Сварожичем. Именно это название упоминается западноевропейскими хронистами.