Боги древних славян
Кострома
Костромой называют соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели обрядовые песни, а затем топили ее в воде или сжигали на костре.
Кострома! Кострома!
Государыня моя, Кострома!
У Костромушки кисель с молоком,
У Костромушки блины с творогом!
Гой-Ма! Кострома! Слава!
Костромушка расплясалась,
Костромушка разгулялась,
Вина с маком напилася,
На землю повалилася,
Костромушка на бок пала,
Костромушка померла!
Гой-Ма! Кострома! Слава!
Кострома! Кострома! Ты нарядная была,
Развеселая была да гульливая была,
А ноне Ты, Кострома, на бок пала, померла.
Ко Тебе ли, к Костроме пришли Девки одне,
Стали Костромушку собирать-одевать,
Собирать-одевать, да оплакивать!
Гой-Ма! Кострома! Слава!
Костромушку да наряжали,
Девки Весну провожали,
Весна-Леля скроется,
Лето-Ладо отворится!
Гой-Ма! Кострома! Слава!
Костромушка, оборотися,
Во Нави обновися
Да к нам вернися!
Гой-Ма! Кострома! Слава!
Само происхождение слова «кострома» происходит от названия пучков (вязанок) растений. А.Н. Афанасьев писал, что кукла Кострома, вероятно, “приготавливалась не только из соломы, но также из сорных трав и прутьев, и что именно поэтому она получила название Костромы. В областных говорах слово кострома означает: прут, розгу и растущие из ржи сорные травы; костра, кострец, костер, костера — трава метелица, костерь, костеря — жесткая кора растений, годных для пряжи, кострыка — крапива, кострубый (кострубатый) — шороховатый, в переносном смысле: придирчивый, задорный”
Похороны Костромы – один из главных народных аграрных праздников, он связан с отмиранием старого зерна-семени, брошенного в землю весной, и созреванием новых зерен на колосьях. Кострома в народном сознании была тесно связанна с другим аграрным богом – Ярилой, даже похороны их совершались примерно в одно и то же время, так что некоторые исследователи даже принимали их за одного персонажа.
Б.А. Рыбаков пишет: “Во временных трансформациях обряда кукла Костромы (…) заменила собой (…) жертву, человеческую жертву, приносимую в благодарение этим природным силам и их символам. А жертва приносилась не самим этим силам сезонного действия, а постоянно существующему повелителю всех подводно-подземных сил, содействующему плодородию, т.е. Ящеру, Аиду, Посейдону”.
По версии Рыбакова Кострома аналогична греческой богине Персефоне.
Даждьбог
В "Слове о полку Игореве" славяне неоднократно называются «даждьбожьими внуками».
Большинство исследователей считает Даждьбога подателем благ, богом, дарующим свет и тепло солнца и двигающим небесные тела.
Весеннее празднование Дажьбога (конец апреля) открывало лето и начало сельскохозяйственных работ, осеннее празднование (конец ноября) закрывало лето и завершало летний трудовой цикл. Таким образом, Дажьбога связан с плодородием.
По преданию он покровительствовал свадьбам, встречал жениха на рассвете и в день бракосочетания. С принятием христианства многие свойства, приписываемые Дажьбогу, перешли на св. Георгия Победоносца, а празднование осеннего и летнего Юрьевых дней (26 ноября/9 декабря, 23 апреля/6 мая) вытеснило древний языческий культ.
Есть так же версия, что одним из эпитетов этого бога был Белбог (Белун), противопостовляемый Чернобогу.
Белун в белорусских сказках представляется старцем в белых одеждах, помогающим крестьянам в жатве и рассыпающем богатства.