Сатана

Сатана, или Шатана, является героиней осетинского нартского эпоса. Ее отцом считают Уастырджи, матерью – умершую Дзерассу. Девочка росла очень быстро: всего через несколько лет после своего рождения она уже

превратилась в красивую девушку. Став взрослой, она сама выбрала себе жениха – своего брата по матери – Урызмага, несмотря на то что у него уже была жена. Урызмаг отказался взять Сатану в жены, но девушка хитростью смогла добиться своего. Согласно одной версии, Сатана родила мужу семнадцать сыновей. Шестнадцать он убил, а последнего ребенка Сатана успела спрятать, отдав на воспитание Донбеттыру. Но

Урызмаг все же разыскал его и лишил жизни. Существует и другая версия, по которой Сатану называют матерью Сослана и Батрадза. Батрадз по приказу Сатаны много раз оказывал нартам помощь. Сама Сатана тоже хорошо относилась к ним. Она была запасливой и гостеприимной хозяйкой дома. Когда нарты голодали, она пригласила их на пир. В качестве угощения она, помимо традиционных блюд, предложила гостям два напитка, которые изготовила сама, – пиво и алутон. Никто из осетинских девушек не мог сравниться по красоте с Сатаной. Даже самой темной ночью от света ее лица становилось ясно, как днем. Слово, которое произносили ее губы, было прямым, как солнечный луч, и острым, как меч. Пиво было изобретено Сатаной случайно: однажды во время сушки солода она увидела, что птичка начала клевать хмель, затем солод, а через некоторое время ослабела и стала прыгать по земле. Увидев это, Сатана выполола солод, сварила и процедила его, а потом добавила в полученное варево закваску из хмеля. У нее получился новый хмельной напиток, прекрасно утоляющий жажду, который очень понравился нартам. Не удовлетворившись изобретением пива и алутона, Сатана приготовила еще одно новое блюдо: ронг. Она приказала зарезать барана и сварила его в пиве (согласно другому варианту – в меде). Это кушанье

также полюбилось нартам. Сатана присутствовала на всех советах, и к ее решениям всегда прислушивались. Она защищала интересы нартов. Например, однажды Урызмага пригласил на пир Бората, для того чтобы погубить. Сатана, предчувствуя опасность, дала Урызмагу платок и приказала бросить его на пол в случае смертельной угрозы. Урызмаг так и сделал, и в ту же секунду рядом с ним появился Батрадз, который и спас его. В другой раз Урызмаг, попав в плен, отправил нартам послание, в котором просил прислать за него выкуп: сто сотен однорогих быков, сто сотен двурогих, трехрогих, четырехрогих и пятирогих. Сатана догадалась, что речь идет не о быках, а о воинах: однорогие быки означают пешее войско, двурогие – конницу и т. д. Она не раз надевала доспехи и участвовала в сражениях наравне с мужчинами. Обо всем, что творилось в окрестностях, Сатана узнавала благодаря волшебному небесному зеркалу. В нартском эпосе балкарцев, адыгов, абазин, карачаевцев она предстает как Сатаней, а в абхазском эпосе ее имя изменено на Сатаней-Гуаша.

К. А. Ляхова. «Герои мифов»