Конь, или сокол?
Спор коня и сокола о том, кому из них быть кормильцем народа эрзя и властителем страны . Спор выигрывает конь и на его долю выпадает почётная обязанность нести бремя забот о людях, об их благополучии. Миф начинает повествование с величественной картины. Среди бескрайнего поля возвышается холм. На холме растёт белая берёза. Под берёзой пасётся карий белолобый конь. На макушке берёзы сидит ясный сокол. Конь и сокол затеяли спор. На краю земли стоит серебряный столб. К столбу прибито золотое кольцо. К кольцу привязана золотая лента. Кто первым поспеет к серебряному столбу с золотым кольцом, решают они, тот будет властителем страны, кормильцем народа. Сокол полетел поздно вечером по высокому небу, под самыми звёздами. Конь поскакал рано утром между гор и болот. Он первым примчался к серебряному столбу с золотым кольцом. На его вопрос, где летел проигравший спор сокол, сокол ответил, что он летел высоко по небу под частыми звёздами. На пути ему встретилась журавлиная стая. Журавля, вожака стаи, он задушил и растерзал. Затем встретилась утиная стая. Он и старую утку задушил и растерзал. Потому не поспел к серебряному столбу. Сокола мало заботит судьба страны и народа, ему не присущи героические черты, им руководит случай и инстинкт хищника. Конь же, наоборот, всецело подчиняет себя поставленной цели, чтобы заслужить право быть кормильцем народа, властителем страны. Он выступает как герой, основной могущественный персонаж новой наступающей эпохи. Как герой конь всячески идеализируется, он во всех отношениях прекрасен: как серебряные чаши у него копыта, как ржаной сноп – хвост, как шёлковая – грива, как вода переливается спина, как две свечи торчат уши, как молнии сверкают глаза.
Миф о коне и соколе имеет несколько вариантов. В одном из них конь, пасущийся по зелёному лугу, подходит к берёзе, на которой в гнезде сидит сокол. Сокол спрашивает коня, что он ест и пьёт. Конь отвечает, что ест клевер, а пьёт родниковую воду. Затем конь спрашивает о том же сокола. Сокол отвечает, что его еда – мясо карего, а питьё – кровь карего. Оскорблённый конь хочет повалить берёзу с гнездом сокола и убить его детёнышей. Сокол просит коня не делать этого и предлагает поспорить о том, кто первым примчится к столбу с серебряным кольцом на краю земли. Побеждает конь, и он угрожает соколу разорить его гнездо на берёзе и убить его птенцов. Сокол просит прощения у коня за причинённую обиду. В некоторых вариантах мифа предметом спора является вопрос, что величественнее – земля или небо. Где земля – место действия коня-пахаря, небо – сокола-охотника.