Омела

вечнозелёное кустарниковое растение

род полупаразитных кустарников семейства Санталовые. Паразитирует на очень многих древесных растениях: тополях, клёнах, соснах, ивах, берёзах, лжеакациях и на разнообразных плодовых деревьях. Поселяется на верхушке дерева или на его ветвях и разрастается зелёным, в большинстве случаев густым кустом.
Имеет кормовое значение для птиц. Из плодов можно варить клей.

 

Описание

Ветви длиной 15—80 см. Листья супротивные или мутовчатые, принимают участие в фотосинтезе, у некоторых видов — минимально. Воду и минеральные вещества омела потребляет из растения-хозяина. Виды омел различаются предпочитаемыми видами растения-хозяина. Большинство способны расти на нескольких различных видах растения-хозяина. Цветки диаметром 1—3 мм, малозаметные, зеленовато-желтые. Плод — ложная ягода, белая, желтая, оранжевая или красная, в клейкой мякоти которой находится одно или несколько семян.

Ареал

Существует около 70 видов, в основном в субтропической и тропической Африке, в тропической Азии, в северной части Австралии.
Распространена в юго-западной части лесной зоны, в западной лесостепи европейской части бывшего СССР, на Кавказе, в Крыму, Прибалтике также встречается в Калининградской и Ленинградской области (Россия).

Способ распространения

В распространении омелы принимают участие птицы, преимущественно дрозды. Поедая её ягоды, они пачкают клейкой ягодной массой свой клюв, и затем, перелетая с дерева на дерево и, очищая клюв о ветви, пачкают ветви этим клейким веществом, так называемым висцином, в котором находятся зародыши омелы, а также выбрасывают их с испражнениями. Висцин на ветвях подсыхает, приклеивая к ней зародыш, который через некоторое время начинает прорастать. Сначала вытягивается его подсемянодольное колено, которое загибается к ветви и прикладывается кончиком корня к её поверхности; в это время кончик корня расширяется в кружок, при помощи которого молодое растеньице прикрепляется к дереву. После этого из центра кружка отходит небольшой стержневидный отросток, который прободает кору ветви и через её камбий дорастает до древесины. Этот отросток служит главной или первичной присоской; при помощи его омела вытягивает из растения воду и минеральные вещества. Как только присоска дорастает до древесины, её верхушечный рост прекращается, но по мере нарастания древесины она продолжает вытягиваться в длину при помощи вставочного роста, сосредоточенного в том участке присоски, который находится в камбии ветви. Древесина ветви обрастает присоску, так что в результате она оказывается внедрённой в древесину. Тогда по числу слоёв, пронизанных присоской, можно судить о её возрасте. От основания главной присоски во все стороны по коре ветви отходят корнеобразные тяжи зелёного цвета и без чехлика на кончике — так называемые ризоиды. От них в радиальном направлении отходят в древесину стержневидные отростки — вторичные присоски. Последние растут и окружаются древесиной подобно главной присоске. Они появляются на конце ризоид по одному ежегодно. Образовав одну присоску, ризоид растёт дальше и образует новую присоску и т. д. На ризоидах иногда возникают придаточные почки, которые, разрастаясь, дают начало новым воздушным побегам омелы. Эти побеги, прободая кору ветви, выходят наружу.

 

В современной медицине

 

побеги омелы применяются как спазмолитическое средство при ранних стадиях гипертонии, а также как кровоостанавливающее и противосудорожное средство. Жидкий экстракт из молодых листьев омелы используют как гипотензивное средство при легочных и носовых кровотечениях, при атонии кишечника.

 

В народной медицине

 

омелу белую используют также при эпилепсии, судорогах и кровотечениях.

 

Настойка листьев омелы - пьют по 40 капель 4 раза в день. Настой омелы: 15 г измельченного сырья заливают 200 мл воды, нагревают на кипящей водяной бане 15 минут, охлаждают (45 минут), процеживают и добавляют кипяченую воду до первоначального объема. Принимают по столовой ложке 2-3 раз

 

Омела дубовая.

Друиды собирали омелу на Рождестве с большими церемониями в час, точно определенный астрономическими вычислениями. Ягоды тогда бывают насыщены тройным магнетизмом; света, дерева и благочестивой толпы, в качестве собирателей магнетических сил, они производили чудесные исцеления в самых безнадежных случаях болезни.Древнее поверье друидов, что омела является универсальным противоядием, сохранялось вплоть до нашего века у крестьян в Лакоме на юге Франции: омелу клали на живот больного и давали ему выпить ее настой. Так как омела, укрепившись на ветках дерева, не падает на землю, считали, что эпилептик не сможет свалиться в припадке до тех пор, пока он носит кусок омелы в кармане или настой ее в желудке. Вплоть до XVIII в. омелу рекомендовали как средство от падучей болезни. а в день. Из ягод омелы приготавливали "птичий клей", для ловли птиц, севших на место, намазанное клеем.
Омела символизирует сущность жизни, божественную субстанцию, панацею, бессмертие. Будучи ни деревом, ни кустом, омела олицетворяет все, что является "ни тем, ни другим". Расширяя это понятие, она  символизирует свободу от ограничений. Человек, находясь под омелой, становится свободным от ограничений, но не имеет защиты и вступает в мир хаоса. Омела является Золотой Ветвью друидов и Энея и олицетворяет женский принцип, противопоставленный мужскому в образе дуба. Она символизирует новую жизнь и возрождение во время зимнего солнцестояния. Предания гласят, что омела родилась от удара молнии в ветвь дуба и, таким образом, облечена дополнительными духовными качествами (см. молния). Сок ее ягод - пища для тела и духа. Ассоциируется с норвежской богиней Бальдур. Некоторые авторитеты полагают, что собирание друидами плодов омелы при помощи золотого серпа связано с мифом о Кроносе, кастрирующем Урана. Стрелой из омелы был убит скандинавский бог - Бальдур, бог весны и весеннего обновления. Как и Прсефона, зимой он находится в подземном царстве, а весной пробуждается и природа пробуждается вместе с ним. У многих народов с омелой связано множество примет и суеверий. Со времен античности омела была символом жизни и защитным талисманом. Римляне считали, что омела способствовала зачатию, если женщина носила ее с собой. Друиды, считая свойства омелы чудодейственными, срезали ее золотым серпом в астрономически вычисленное время, на правильном дереве, собрав вместе людей, прошедших очистительные процедуры и исполнивших ритуальные танцы. Знаменитый врач и алхимик эпохи Возрождения Парацельс собирал омелу, выращенную на черепах повешенных. Омела была символом мира в Скандинавии. Ею украшали дома снаружи в знак того, что путнику здесь будет оказан приют. Если врагам случалось встретиться под деревом, на котором росла омела, они обязаны были сложить оружие и в этот день больше не сражаться. Позднее, этот обычай нашёл отображение в западных рождественских традициях, когда считается, что в Рождество двое людей, встретившись под веткой омелы, обязаны поцеловаться.

С другой стороны, согласно языческим легендам древних германцев, именно веткой омелы коварный Локи убил бога весны и света Бальдра. Омела также считалась грозовым растением, поэтому ее присутствие в доме призвано было предохранить его от грома и молнии, а также от ведьм и злых духов.
Английский обычай целоваться на Рождество под веткой омелы, возможно, является отзвуком древнеримских сатурналий в день зимнего солнцестояния: в этот день разрешалось целовать даже совершенно незнакомых людей. Существует поверье, что ветка омелы оберегает от вампиров. Наиболее драгоценным свойством растения в народе считалась защита от магии и колдовства.