Эдвард Лидскалниньш - чародей строительства
Замок, рождённый любовью Когда хотят подчеркнуть всесилие любви, говорят, что она способна сдвинуть горы. А в американском штате Флорида есть «Коралловый замок», который был рожден любовью. Это необычное сооружение объявлено национальным достоянием штата и превращено в музей, который посещают сотни тысяч людей, чтобы своими глазами увидеть это настоящее чудо. Огромные стеновые блоки, окружающие внутренний дворик, положены без всякого цемента и идеально подогнаны друг к другу, как в египетских пирамидах.
Многотонная дверь на вертикальной оси открывается легким толчком пальца. Внутри дворика - странные башни с перевернутым серпом месяца и шестилучевыми звездами наверху Открытый всем ветрам исполинский каменный стол, такая же кровать и полутонные кресла. Причем весь этот комплекс из огромных мегалитов и статуй был сооружен вручную одним человеком по имени Эдвард Лидскалниньш! Его история столь же необычна, как и построенный им замок. Родился этот латыш в 1887 году в бедной крестьянской семье, жившей в деревне под Ригой. Окончил всего четыре класса сельской школы, научившись лишь читать и писать. Прожил там до 26 лет. Эдвард был весьма щуплым мужчиной, рост его не превышал метра шести-десяти, а вес - пятидесяти килограммов, хотя латыши народ рослый. В 1913 году он попросил руки шестнадцатилетней односельчанки Агнессы Скаффс. Та согласилась, но за день до свадьбы отказалась идти под венец, заявив, что Эдвард слишком стар для нее. Сердце Эдварда было разбито ветреной девицей. Не в силах справиться со своим горем, он решил отправиться за океан, в далекую Америку, надеясь в корне изменить свою жизнь и забыть о неудачной любви. На новой родине ему пришлось по большей части выполнять тяжелую работу, не приносившую больших денег. А потом случилось страшное - он заболел туберкулезом, который подхватил во время своих мытарств. Врачи предупредили, что жить ему осталось не так уж и много. Тогда, по совету друга, Лидскалниньш бросает работу и перебирается на юг Флориды, где климат давал шанс протянуть подольше. Там, в городке Флорида-сити, он покупает акр (полгектара) земли, заплатив за него всего 12 долларов, деньги небольшие даже по тем временам. Правда, точных данных, когда Эдвард начал строительство своего сказочного замка, нет. Обычно говорят, что к делу своей жизни он приступил в начале 20-х годов прошлого века. Эдвард трудился долгие годы в надежде, что, когда замок будет готов, его возлюбленная приедет и будет покорена, увидев, как он ее любит. Но еще до этого случилось чудо - болезнь отступила. Позже на месте безжизненного пустыря встали крепостные стены, гордо поднялись обелиски и скульптуры, заблагоухали цветы. Когда замок был завершен, люди поразились ему, ибо невозможно было поверить, что его построил один человек. Воодушевленный, Эдвард написал Агнессе письмо, в котором рассказал ей о своей любви и умолял ее стать хозяйкой построенного для нее дворца. Но холодная красавица ответила отказом и на этот раз. Получив жестокий ответ, Эдвард понял, что надеяться ему уже больше не на что, после чего впал в тоску и вскоре умер. Вместе с ним в могилу ушла и тайна строительства Кораллового замка. Название «Коралловый замок» не совсем соответствует тому, чем он является. Это скорее небольшая крепость. А еще точнее, это территория, огороженная огромными каменными блоками высотой в несколько метров. Внутри дворика находится множество каменных изваяний - кресла-качалки, табуреты и большое количество других удивительных изделий, вырубленных из цельных глыб кораллового известняка, а еще стоит массивная двухэтажная башня, тоже возведенная из каменных монолитов. Чуть в стороне Эдвард сделал детскую комнату, которую украсил фигурками сказочных персонажей. Рядом расположил огромную спальню с большим коралловым ложем для них с Агнесс, на котором они никогда так и не спали вместе. Тут же построил и комнату для тещи, матери Агнесс. И великолепную гостиную с монументальными каменными тронами для его далекой возлюбленной и для себя самого. В центре гостиной стоит стол, вытесанный в форме сердца и украшенный резной розой.Суммарный вес всех использованных коралловых глыб составляет 1100 тонн. Причем никаких особых архитектурных выкрутасов и вообще всего того, что ассоциируется со словом «замок», здесь нет.В качестве материала для изготовления всего, что в нем находится, использовались огромные блоки кораллового известняка. Самой тяжелой является стела, которая весит 28 тонн. Но поражают не только циклопические размеры всего, что размещено за окружающими его стенами.Попасть за них можно только через входную дверь, сделанную из каменной глыбы, которая весит 9 тонн. Дверь установлена на толстом стержне, проходящем через просверленное по оси глыбы отверстие и опирающемся на подшипники вверху и внизу, так что она работает как вертушка. Зазор между калиткой и стеной с каждой стороны составляет не более пяти миллиметров.В цельном камне Эдвард смог проделать почти идеальное отверстие глубиной 3 метра и диаметром 5 сантиметров. Даже сегодня такую работу можно выполнить только с помощью лазера. К тому же дверь так хорошо сбалансирована, что при несильном нажатии на край даже у ребенка хватит сил, чтобы ее открыть.В 1986 году один из подшипников, находящихся во входной двери замка, вышел из строя, и, для того чтобы его поменять, пришлось использовать совместные усилия инженерной бригады и десятка рабочих. Причем эта операция, занявшая не один день, проводилась с использованием 50-тонного крана.А Хмурый Эд, как его прозвали соседи, сделал и навесил эту дверь в одиночку! Как, впрочем, были выполнены и все остальные работы в замке, да к тому же без применения каких-либо сложных специальных приспособлений.Про электрический инструмент, дизельные генераторы и прочие силовые установки, которые обычно используются в строительных работах, разговор вообще не идет, все выполнялось вручную, по технологиям каменного века. Именно это делает Коралловый замок абсолютно уникальным сооружением, аналога которому нет.А вот его возведение таит массу загадок. То, что в качестве исходного материала Лидскалниньш выбрал коралловый известняк, понятно: он в буквальном смысле лежал под ногами. Для работы Эдвард приспосабливал все, что попадалось ему на глаза. В ход шли найденные на свалке проволока, запчасти от машин и прочий хлам.Само строительство не укладывается ни в какие технические мерки. Сначала Эдвард вырубал блоки известняка. Для этого он вбивал в породу клинья по специальной схеме, после чего плита размером примерно два на три метра и глубиной метра полтора отделялась от монолита. Затем каким-то неведомым образом Эдвард поднимал вырубленный блок и перемещал его на территорию, отведенную под замок, где уже принимался за обработку.Естественно, соседи не очень понимали, что он делает, и вначале посчитали его за ненормального, называя за глаза «чокнутый латыш». Вообще, по воспоминаниям людей, знавших его, Лидскалниньш был доброжелательным человеком, и никому не доставлял никаких хлопот. Благодаря этому окружающие стали относиться к нему с симпатией, смирившись с его странностями.Познакомившись с ним поближе и убедившись, что он вполне нормальный человек, они, естественно, интересовались, а что строит. Эдвард охотно рассказывал историю про свою несчастную любовь и про памятник Прекрасной Даме. Однако если кто-то проявлял повышенное любопытство и начинал расспрашивать, как это ему удается в одиночку двигать многотонные глыбы, Эдвард тут же замолкал.Видимо, это было связано с его тайной,которую он старательно оберегал от окружающих. Поэтому, когда в 1936 году по соседству с ним местный бизнесмен решил построить себе двухэтажную усадьбу, Эдвард срочно продал свой участок и перебрался в небольшой городок Хоумстед, который находится в 15 километрах от Флорида-сити. Земля там стоила значительно дешевле, а участок находился на самой окраине, в лесу, поэтому Лидскалниньш смог приобрести уже десять акров.Первым делом он расчистил площадку под свой замок и перевез туда каменную мебель. Для этого кудесник-строитель единственный раз прибег к услугам постороннего - нанял водителя тягача с большой платформой. Причем просил оставлять прицеп на ночь, а утром, когда тот приходил, каменные монолиты каким-то непостижимым образом уже были погружены.При этом блоки, из которых была построена внешняя стена на старом участке, Лидскалниньш перевозить не стал, захватив лишь то, во что был вложен его труд по обработке.Обустроившись на новом месте, Эдвард продолжил работу по строительству замка. Точнее, начал строительство заново, так как со старого участка им было перевезено не так уж и много. В результате его усилий к 1940 году были полностью возведены стены, и Эдвард взялся за жилую постройку. Она представляет собой массивное двухэтажное здание, состоящее из небольших комнат, по одной на каждом этаже. В нижнем помещении Эдвард хранил свои инструменты, а в верхнем устроил небольшую спальню с кухней. Самое любопытное, что Эдвард практически никогда не жил в построенном замке. Домом ему служил небольшой сарай на краю участка, в котором он провел все свои годы. Этот неутомимый строитель жил натуральным хозяйством - выращивал на своем участке овощи, которыми и питался. После того как работа над Коралловым замком была завершена, Лидскалниньш начал проводить экскурсии по нему, беря за вход 25 центов с человека. В возрасте 64 лет Эдвард Лидскалниньш умер в больнице от рака желудка. После его смерти Коралловый замок несколько раз переходил из рук в руки, пока в 1984 году не был объявлен национальным достоянием штата и превращен в музей. Вот, собственно, вся история Кораллового замка и его создателя, который загадал загадки, остающиеся без ответа.Еще при жизни Лидскалниньша к нему наведывались специалисты и задавали вопросы относительно технологии строительства удивительного сооружения. Он отвечал на них шутливо, указывая на круглый ворот с перекинутой через него цепью - вот, мол, вся моя нехитрая техника. Между тем во время строительства соседские мальчишки, взяв у отца прибор ночного видения, навели его в полночь на стройплощадку и обнаружили, что многотонные глыбы парят над двором, как воздушные шарики. Старуха-соседка много лет спустя призналась, что однажды в молодости, взобравшись на забор Кораллового замка, увидела, как Эдвард, возложив ладони на каменный блок, что-то бормочет подобно шаману, а коралловая глыба медленно всплывает вверх. Кристофер Данн, инженер НАСА и исследователь загадочных строений, возведенных высокоразвитой цивилизацией древности, утверждает, что ворот с цепью и тренога, собранная Эдом из трех телеграфных столбов якобы для поднятия коралловых блоков, - не более чем обманки для запудривания мозгов любопытных: эти приспособления могли поднять тяжесть максимум в 10 тонн, а ведь Лидскалниньш устанавливал и 30-тонные блоки.Данн подсчитал, что, если бы Коралловый замок строился с использованием современной подъемной техники, 20-30 рабочих затратили бы на всю работу от двух до трех лет. В то же время существуют древние мегалитические каменные храмы, сложенные из многотонных блоков и подогнанных друг к другу с невероятной точностью, как и Коралловый замок Лидскалниньша. Как пишет известный американский ученый-естествоиспытатель Грэм Хэнкок в книге «Следы Богов», даже самые большие современные краны мира не способны передвигать блоки такого размера, которые использовались в Великой Пирамиде и других местах. Скорее всего, речь идет об их перемещении с помощью левитации. Однако, поскольку наука пока не может объяснить, что это такое и как использовать эту неведомую силу на практике, загадка замка, рожденного любовью, остается неразгаданной.