Боги весны разных народов
Бальдер (Balder)
Скандинавский бог мудрости, поэзии и весны, сын Одина и Фригг. Один из ряда умирающих и возрождающихся богов плодородия.
Узнав, что сыну суждена смерть, его мать обошла всех животных, людей, все растения и взяла с них клятву не причинять зла сыну. Даже стихии (огонь, вода, камень и земля) дали такую клятву, только с омелы Фригг не успела взять клятву, потому что та была еще мала. Боги во время пира, чтобы испытать неуязвимость Бальдара, стали метать в него стрелы и дротики, но коварный Локки, вызнав у Фригг про омелу, изготовил из нее стрелу и вложил в руки слепому Хеду, брату Бальдара. Бальдар упал, сраженный стрелой, и отправился в мрачное царство Хель. Боги очень просили владычицу мертвых отпустить светлого бога назад, и та согласилось, с условием, что боги должны подтвердить ей, что все живое оплакивает Бальдара. Боги долго ходили по земле, и действительно все живое оплакивало бога весны, но Локки, давно завидовавший Бальдеру, притворился великаншей, и со смехом встретил богов, сказав что и не думал плакать. Так Бальдар остался у Хель, и только на короткие весенние месяцы он возвращается на землю, принося с собой весну.
Ярило (Ярила)
Ярила отождествлялся славянами с возрождающейся природой, кипучими весенними страстями, призывом плоти. До сих в нашем языке осталось немало родственных слов: яркий, яростный, так или иначе связанных с сильными, часто сексуальными страстями. Яруном называют глухаря во время тока.
Чествовали Ярилу дважды – в конце апреля, празднуя окончательный приход весны, и в начале лета.
Весной в деревнях выбирали самого красивого юношу, наряжали его в девичий сарафан, и он ездил по полям на белом коне, с колосьями в одной руке и чучелом головы в другой, символизируя приход Ярилы. (В других местах, впрочем, наоборот, пригожую девушку наряжали в мужское платье)
Двойственность Ярилы проявлялась не только в единении мужского и женского (ведь только так продолжается род), но и в единении жизни и смерти, бесконечном круговороте природы, недаром в одной руке у него колосья, символ жизни, а в другом – человеческая голова – символ смерти.
Летние праздники в честь Ярилы (ярилки) носили весьма откровенный сексуальный характер, как свидетельствует «Слово об идолах» (н. XII в.)
Молодежь всю ночь плясала у костров, а молодые девицы приходили на ярилки «невестится». С принятием христианства праздник стал терять свой сексуальный характер, но в некоторых областях праздновался до середины XIX в.